- Портрет
-
ПОРТРЕ́Т (франц. portrait, от устар. portraire — изображать) — изображение существующего в действительности чел. или группы людей; жанр живописи, скульптуры, графики. П. создает и передает облик чел. индивидуальности не только через внеш. сходство, но и запечатлевая дух. мир человека. Большое значение при создании П. имеет творч. манера, худож. характер трактовки образа. П. также отражает черты определ. эпохи, народа, соц. среды и т. д. Различают станковые П. (картины, бюсты и др.) и монум. П. (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные П. Специфич. жанром П. является автопортрет. П. также делятся на индивид., двойные, групповые. В П. часто присутствуют эл-ты др. жанров изобр. иск-ва (пейзажа, в т. ч. арх. пейзажа, и др.). Особыми жанрами являются П. — тип и шарж. В России история П. начинается с 17 в., с появления П.-парсун, опиравшихся на традиции рус. иконописи. В 18 в. развивается советский станковый П. (работы И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского), создаются скульпт. П. (пластика Ф. И. Шубина), а также гравюры (Е. П. Чемисов). Романтич. период в рус. портретной живописи связан с творчеством О. А. Кипренского, К. П. Брюлова, В. А. Тропинина, а во 2-й пол. 19 в. — передвижников В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, И. Е. Репина и др. В кон. 19 — нач. 20 в. в рус. П. идеи реализма сочетаются с новейшими открытиями изобр. иск-ва (напр., черты иск-ва "модерн" в портретной живописи В. А. Серова, символизмав П. М. А. Врубеля и т. д.). После рев-ции 1917 в жанре П. работали И. Д. Шадр, Г. Г. Ряжский, А. Н. Самохвалов, С. В. Герасимов, М. С. Сарьян, В. И. Мухина, Ф. А. Фаворский, Г. С. Верейский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, В. П. Ефанов и др.
Портрет Д. В. Веневитинова. Худ. А. Лагрене. 1826

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.